Публикации SIBE (1-5)

Почему Стратегия и Культура должны завтракать вместе?

2021-08-31 17:05
«Культура съест Стратегию на завтрак» - всем известная фраза, которую приписывают Питеру Друкеру. Многие руководители слышали эту фразу неоднократно, однако, в реальной жизни о прочной взаимосвязи Стратегии и Культуры часто забывают: разработкой стратегии занимаются на самом верху, а развитие организационной культуры поручают специалистам HR. Стратегию тщательно обсуждают, согласовывают на Совете директоров, при этом упуская, что изменение стратегии почти наверняка потребует изменения поведения сотрудников. Далеко не всегда первые лица организации вовлечены в вопросы, связанные с развитием и изменением организационной культуры, хотя именно от их участия зависит очень многое.


Фундаментальная проблема, связанная с корпоративной культурой, состоит в том, что культура вторична по отношению к стратегии организации. Это означает, что с изменением стратегии компании должна меняться ее корпоративная культура, если этого не происходит, стратегия рискует быть «съеденной на завтрак» … или на ужин. Стратегия задает формальную логику действий и основные ориентиры для сотрудников. Культура, в свою очередь, облекает стратегические цели в разделенные ценности, которые воплощаются в демонстрируемом поведении и настойчивости в достижении поставленных стратегических целей.

Для того чтобы усадить Стратегию и Культуру за один стол, программа «ЕМВА на русском языке» Факультета международных программ МВА Kingston/РАНХиГС использует особый метод, который применяется при изучении курсов «Стратегический менеджмент» и «Организация и люди» - для начала, оба курса проходят в рамках одного учебного модуля, тем самым подчеркивая взаимосвязь областей.

Бизнес-школы часто критикуют за избыток теории и недостаток практики. Метод Kingston/РАНХиГС – это баланс теории и практики, где приоритет, естественно, у практических знаний. Но почему важно изучать, в том числе, теорию? Дело в том, что управленческая теория – это квинтэссенция множества практических ситуаций, проектов, кейсов, на основе которых сделаны выводы и обобщения. Эту часть курса «Стратегический менеджмент» на программе ЕМВА ведет Сергей Чумак, управленческий консультант с огромным опытом консультирования бизнеса и работы независимым директором во многих российских и зарубежных компаниях.


Далее к практике. Разговор о стратегии продолжает Илья Якубсон, Советник по стратегии Х5 ритейл групп, Президент Ассоциации российских ритейлеров. Илья – тот редкий случай, когда бизнес-практик еще и отличный преподаватель, который наполняет предварительно вспаханное поле теории, зернами практических примеров, иллюстрации, бизнес-решений. Кроме того, в рамках курса слушатели выполняют групповое задание с прицелом на Х5 и тут же получают обратную связь от опытного управленца. Практическую ценность курса Ильи Якубсона слушатели всегда оценивают на максимальные 10 баллов.


Показательно, что разговор о культуре, ценностях, развитии сотрудников начинает именно Илья еще в рамках курса «Стратегический менеджмент». Ему, как опытному и успешному бизнес-практику взаимосвязь Стратегия - Культура абсолютно очевидна, хотя он признается, что встречал много руководителей, которые думают иначе. Илья объясняет почему важна миссия, как это работает на практике, делится своими наблюдениями об ошибках конкурентов: «знаю компании, которые в кризис сокращают расходы на развитие, увольняют «дорогостоящих» сотрудников. Хочется спросить, как же вы будете развивать компанию, выдерживать конкуренцию, когда кризис закончится – очень недальновидные решения».

Органично, что модуль, в котором изучают Стратегию, включает также темы управления персоналом и организационного развития, которые традиционно связывают с Культурой. Курс «Организация и люди» программы ЕМВА на русском языке предлагает взгляд на процессы управления персоналом с позиции первого лица организации: связь Стратегических целей и практик HR, архитектурные конфигурации организации и их особенности, роль лидера в формировании культуры организации. Преподаватели курса совместно со слушателями программы развенчивают миф о том, что «культуру организации формирует HR» и обсуждают, почему этот подход никогда не приведет к успеху.


В этой части к разговору подключаются практики с ярко выраженным преподавательским талантом: Ирина Зарина, Генеральный директор компании SHL (компания обладает уникальной международной экспертизой в создании моделей компетенций, выстраивании работающих систем оценки и развития персонала); Евгений Щепин, Директор по коммуникациям «ВкусВилл» (компания совершила, без преувеличения, революцию в ритейле, обладает аутентичной корпоративной культурой, делает «все немного по-другому»). То есть теперь уже действующие практики от HR говорят о том, почему важно осознавать миссию компании, или как, например, видение Андрея Кривенко, основателя «ВкусВилл», до сих пор незримо присутствует в том, что делают сотрудники, фактически став ДНК компании.

Уникальное ноу-хау программы Kingston/РАНХиГС в изучении стратегического менеджмента заключается в выверенном сочетании теории и практики, привлечению к преподаванию действительно интересных, успешных, талантливых управленцев-практиков, которые на собственном опыте убедились в том, что Стратегия и Культура должны завтракать вместе и теперь сами учат тому, во что верят.

Автор публикации:


Марина Шермет
Директор Центра «Executive Education»
Факультета международных программ МВА Kingston/РАНХиГС