Модуль Pan-Asian MBA по операционному менеджменту: учебные выезды студентов на производства IEK и Haval в Тульской области
Операционный менеджмент — дисциплина, берущая своё начало с промышленной революции XVII века и изобретения парового двигателя, — за годы претерпела существенную эволюцию. В начале XX века важной вехой стало формирование научного управления, особенно проявившегося в конвейерных сборочных линиях Ford Motor Company, где рабочим поручали узкоспециализированные задачи для организации массового производства. Ключевое развитие дисциплины произошло в 1970-х годах, когда Тайити Оно из Toyota создал философию Just-In-Time (JIT), ориентированную на скоординированные перемещения по цепочке поставок с целью минимизации потерь и повышения эффективности. Сегодня операционный менеджмент фокусируется на выработке стратегий, согласованных с позицией организации и её целями, для оптимизации преобразования ресурсов в продукцию.
В рамках модуля Pan-Asian MBA по операционному менеджменту студенты дополняют теоретические знания практическими, посещая ведущие промышленные предприятия. Недавно, 22 июля, они посетили два значимых объекта в Тульском регионе — завод Группы IEK в Ясногорске, один из крупнейших центров электротехнического производства в России, а также автозавод Haval Motor Rus, который активно привлекает иностранные инвестиции.
На предприятии Группы IEK, занимающем площадь более 13 000 кв.м., оснащённом современными робототехническими комплексами и IT-системами управления производством, студенты наблюдали процесс изготовления корпусов для электрощитов, металлических лотков и аксессуаров для кабельных систем.
Они ознакомились с многоступенчатыми процедурами контроля качества — от лабораторных испытаний до сборки, отметили приверженность завода автоматизации и локализации, а также пообщались с инженерами-дизайнерами, изучили возможности стажировок и обучения. Особое внимание уделялось постоянной модернизации и расширению ассортимента продукции предприятия.
Экскурсия продолжилась на заводе Haval — ультрасовременном автопредприятии, отличающемся высоким уровнем автоматизации. Производственные линии здесь оснащены около 360 промышленными роботами KUKA и ABB, включая полностью автоматизированные сварочные участки и систему быстрой смены модулей, что позволяет выпускать разные модели на одной линии. Внедрённые инновационные технологии, такие как электростатическая окраска, обеспечивают до 30% экономии материалов при сохранении высокого качества покрытия. На заводе используются энергосберегающие решения, системы рекуперации и частично возобновляемые источники энергии. Безопасность и качество — в приоритете: каждая машина проходит испытания на многофункциональном полигоне. Важно отметить, что в марте 2024 года предприятие запустило собственное производство двигателей с высоким уровнем автоматизации — промышленные манипуляторы и симуляция «горячего теста». Здесь производят популярные внедорожники Haval, такие как F7, Jolion, Dargo и H9, что символизирует успешное слияние российского и китайского опыта в роботизации и промышленности, укрепляя двустороннее экономическое сотрудничество.
Комплекс Haval, занимающий площадь 183 200 кв.м., включает цеха штамповки, сварки, окраски, сборки, производства компонентов, а также моторный завод; мощность предприятия — до 150 000 автомобилей в год. Завод является примером интеграции ведущих технологий автоматизации, робототехники, контроля качества, энергоэффективных инноваций, собственных исследований и разработки, а также локализации, что делает его одним из самых передовых автопредприятий России.
Слушатели программы отметили высокий уровень организации, современные условия труда и особое внимание вопросам безопасности на обоих производствах. Практические визиты оказались крайне полезными для получения практических знаний и налаживания профессиональных контактов; планируется продолжение таких инициатив и в дальнейшем. Во время визита на завод Haval участники познакомились с необычным объектом — большим русским роботом, согласно местной примете, прикосновение к которому приносит удачу. После этого группа отправилась в Москву.