Новости SIBE

TOYOTA, Mercedes-Benz, Технониколь, Сбер – что общего у этих компаний?

Операционный менеджмент – тема чрезвычайно важная. Деятельность любой компании, большой или маленькой, состоит из ежедневных процессов. Говорят, «дьявол в деталях», в операционном менеджменте дьявол в процессах, в эффективности и слаженности настройки цепочки создания ценности, будь то производство автомобилей, онлайн перевод денежных средств, доставка продуктов, производство кровельных материалов или что-то еще. В настройке процессов кроются показатели эффективности, себестоимости, качества, а также основные операционные потери.

В этом году модуль программы EMBA на русском языке, посвященный «Операционному менеджменту», начался с посещения завода Mercedes Benz Manufacturing Rus в Подмосковье. Изучение темы всегда сопровождается бизнес-визитом на предприятие, говоря языком операционного менеджмента, посещением гемба, места создания ценности.



Открытие завода Mercedes Benz Manufacturing Rus два года назад сопровождалось медийной кампанией, присутствием руководства Mercedes Benz и Президента России. На заводе до сих пор гордо хранят капот, на котором расписались Президент Путин и Дитер Цетше, Генеральный директор компании. В настоящий момент завод выпускает уже 4 модели автомобилей и на 85% покрывает потребности российского рынка. С каждым годом локализация производства увеличивается.

Павел Биленко, преподаватель курса «Операционный менеджмент», обратил внимание на особый элемент, который является частью Производственной системы Mercedes Benz. Этот элемент оставили без перевода на русскоязычной схеме ПС Mercedes Benz.

Дело в том, что «Fuhrung» имеет несколько значений: «руководство», «видение», «направление», «посещение» – то есть, это емкое слово отражает свой, немецкий вариант визита на гемба.


Факультет международных программ МВА Kingston/РАНХиГС и программа ЕМВА на русском языке признательна руководству Mercedes Benz в России и Германии за возможность изучить на практике уникальный производственный опыт компании. Также мы выражаем особую благодарность нашим постоянным партерам по организации выездных мероприятий – Российско-германской внешнеторговой палате в лице Владимира Никитенко и Светланы Бехтольд – за блестящую организацию визита.

Говоря об операционном менеджменте, мы, конечно, не могли обойти вниманием классику – TOYOTA Production System. Многие компании, при создании собственных производственных систем, в той или иной степени за основу берут именно TPS. Так поступали компании «КАМАЗ», «Технониколь», Концерн Калашников, Сбербанк. Герман Греф как-то отметил: «Возможно, лучшее, что подарила миру компания TOYOTA – это не автомобили, а TOYOTA Production System».

На программе ЕМВА на русском языке рассказ о TOYOTA Production System ведет Павел Михин. Павел более 6 лет, практически со дня запуска, проработал на заводе TOYOTA Boshoku в Ленинградской области, в деталях знает, как функционирует эта уникальная компания изнутри. Практические экспертные сессии с Павлом всегда получают самую высокую оценку слушателей программы.

На заре трансформации заседания Правления Сбербанка, бывало, начинались с вопроса: «Кто знает, что такое TPS?». Далеко не все члены Правления могли ответить на этот вопрос. С тех пор прошло много времени, Сбербанк изменился до неузнаваемости, стал символом того, что «и слона можно научить танцевать». И теперь самый гибкий (agile) банк страны демонстрирует, что сервисные организации могут иметь успешные производственные системы.


Разговор об операционном менеджменте в сервисных организациях продолжает Василий Шелковой, руководитель Производственной системы Сбера. Самый прибыльный банк Европы за 2020, 10-е место в мировом рейтинге – часть этого успеха Сбербанка кроется, в том числе, и в умении наладить эффективные операционные процессы, минимизировать потери.

Изучение успешных, проверенных практик, помогает слушателям программы совершенствовать операционные процессы в своих компаниях, адаптировать полученные знания к своему бизнесу, контексту, использовать знания пластично, сначала для критического переосмысления, поиска точек улучшений, а затем и для создания новых технологий, методик и собственных аутентичных производственных систем.

Мы живем в очень динамичное время. Павел Биленко подчеркивал, что даже таким символам операционной эффективности как TOYOTA и TPS приходится адаптироваться под натиском цифровизации, перехода к Промышленности 4.0. Это эволюционное совершенствование процессов и составляет сущность операционного менеджмента.


Василь Зорин, слушатель 1-ого курса, программа ЕМВА на русском язык
«Подошел к концу третий модуль программы ЕМВА. Ощутил нутром тот синергетический эффект, который дают космические преподаватели, спикеры и не менее космические одногруппники. С трудом и по-честному вникал в корпоративные финансы, кончиками пальцев прочувствовав взаимосвязи при расчётах стоимости фирмы через формулу сложных процентов.

Как песню слушал про бережливое производство, производственные системы компаний, многое об этом знал, применял, старался научить и, тем не менее, многое переосмыслил на примерах TOYOTA Production System и производственной системы Сбербанка. Приятным бонусом было не только услышать, но и увидеть на заводе производственные процессы компании Мерседес Бенц.»