Почему бизнес-школы практикуют визиты в компании? Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Особенно, если речь идет об организации производственных процессов.
В рамках курса «Операционный менеджмент» слушатели 1 года обучения русскоязычной программы ЕМВА РАНХиГС/Кингстон посетили индустриальный парк Ногинск, а также завод немецкой компании WILO. Визит проходил при содействии Российско-германской внешнеторговой палаты, с которой бизнес-школа имеет давние партнерские связи.
Индустриальный парк Ногинск является наиболее успешным частным проектом в России в своем сегменте. Ольга Миронова, Генеральный директор DEGA отмечает, что конкуренция постоянно усиливается, в России в настоящий момент существует около 700 индустриальных парков, из них только в Московской области сосредоточено более 100. «Жизненный цикл компании и продукта становится все короче», говорит Ольга. DEGA – швейцарская компания, бизнес-модель которой заключается в быстром выведение бизнеса на максимальные показатели с последующей продажей. «Считаем, что проект индустриальных парков с большими производственными площадями и автономными ресурсами перестал быть актуальным». Теперь такое решение предлагает Правительство Московской области и другие региональные власти. Конкурентное преимущество стирается, и компания DEGA работает над адаптацией своей бизнес-модели под промышленные парки типа «small box project».
Завод компании WILO Rus был открыт в индустриальном парке Dega Ногинск 3 года назад на собственные средства компании, без привлечения кредитов. WILO - немецкая компания, производства которой рассредоточены по всему миру, при этом соблюдается определенная специализация и локализация. Так, наиболее высокотехнологичные детали компрессоров производятся на заводе во Франции. Готовится к запуску Smart Factory в Дортмунде, которая призвана стать флагманской площадкой по внедрению самых современных технологий в концепции «Промышленность 4.0». Кроме того, стратегия компании предусматривает наращивание компетенций и обеспечение выхода в те сегменты, где не представлена ее продукция, за счет приобретения других компаний, как было в случае c покупкой подразделения корейской LG.
Продажи WILO в России растут в среднем на 7-10 процентов в год, в 2018 году рост продаж составил рекордные 26 процентов. Одной из причин взрывного роста компания считает участие в правительственной программе спецконтрактов для иностранных производственных компаний. По мнению WILO Rus программа пока не дала прямых результатов, а сработала, скорее, как маркетинговый и PR инструмент, привлекший огромное внимание к компании со стороны неохваченных клиентских групп.
На заводе в индустриальном парке Ногинска собрано все, что потенциально интересно для потребителей в России. Продуктовая линейка достаточно диверсифицирована и, по сути, собрана из 5 бизнес-подразделений. «В результате мы имеем дело с низко серийным производством, а значит огромную роль приобретает поиск надежных местных поставщиков», говорит Павел Филиппенков, Директор по производству WILO Rus. И добавляет: «работать на российском производстве по немецкой технологии очень непросто. Немецкая философия – это распределенное производство, хотя я, зная местную специфику, в России, однозначно, создавал бы вертикально интегрированную компанию». В результате, у компании WILO Rus большое количество местных поставщиков, которых тщательно и терпеливо отбирают. Как правило, это маленькие компании, на которые распространяется производственная система WILO Rus в плане жесточайшего контроля над качеством продукции. «Искали поставщиков по всей стране от Урала до Белоруссии. Не верьте, что в России нет моторов, все есть, но поднять старое производство из руин стоит огромных усилий», говорит Павел.
Невероятно полезный и целостный визит не только за счет слаженности организации, а также благодаря очень откровенному и заинтересованному диалогу со стороны принимающей стороны.
Факультет международных программ МВА (Kingston/РАНХиГС) благодарит Владимира Никитенко (Российско-Германская внешнеторговая палата), Светлану Бехтольд (Российско-Германская внешнеторговая палата), Ольгу Миронову (DEGA), Павла Филиппенкова (WILO Rus) и Наталью Лебедеву (WILO Rus) за возможность узнать из первых рук, как строится немецкий бизнес в России.
Дмитрий Шелепнев, Заместитель начальника технического отдела ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород», слушатель 1 курса программы ЕМВА РАНХиГс/Кингстон
«Одной из самых замечательных особенностей программы Executive MBA РАНХиГС/Kingston является возможность подкрепления теоретической подготовки бесценным практическим опытом, реальными историями, кейсами, которые происходят на действующих предприятиях. Именно таким, очень практическим и важным для меня элементом курса «Операционный менеджмент», стало посещение индустриального технопарка Ногинск и его резидента - завода WILO.
Это была отличная возможность познакомиться с реальным опытом работы промышленной компании в условиях российской экономики и своими глазами увидеть организацию производственных процессов в рамках собственного форка системы TPS: Wilo Production System (WPS) и работу основных принципов концепции Lean Production.
Помимо наиболее полезной и значимой для нас экскурсии по производственным участкам завода WILO, организованной директором по производству ООО "Вило РУС" Павлом Филиппенковым мы узнали:
- об истории создания индустриального технопарка Ногинск, об имеющихся технических, организационных и правовых вопросах в работе таких парков;
- об организации работы Wilo Rus, в том числе:
- опыт компании Wilo в построении производственной системы;
- организация работы логистической системы;
- опыт работы для соответствия государственной политике импортозамещения;
- инновационная деятельность на заводе.
Фотогалерея