Фундаментальная проблема, связанная с корпоративной культурой, состоит в том, что культура вторична по отношению к стратегии организации. Это означает, что с изменением стратегии компании должна меняться ее корпоративная культура, если этого не происходит, стратегия рискует быть «съеденной на завтрак» … или на ужин. Стратегия задает формальную логику действий и основные ориентиры для сотрудников. Культура, в свою очередь, облекает стратегические цели в разделенные ценности, которые воплощаются в демонстрируемом поведении и настойчивости в достижении поставленных стратегических целей.
Для того чтобы усадить Стратегию и Культуру за один стол, программа «ЕМВА на русском языке» Факультета международных программ МВА Kingston/РАНХиГС использует особый метод, который применяется при изучении курсов «Стратегический менеджмент» и «Организация и люди» - для начала, оба курса проходят в рамках одного учебного модуля, тем самым подчеркивая взаимосвязь областей.
Бизнес-школы часто критикуют за избыток теории и недостаток практики. Метод Kingston/РАНХиГС – это баланс теории и практики, где приоритет, естественно, у практических знаний. Но почему важно изучать, в том числе, теорию? Дело в том, что управленческая теория – это квинтэссенция множества практических ситуаций, проектов, кейсов, на основе которых сделаны выводы и обобщения. Эту часть курса «Стратегический менеджмент» на программе ЕМВА ведет Сергей Чумак, управленческий консультант с огромным опытом консультирования бизнеса и работы независимым директором во многих российских и зарубежных компаниях.
Далее к практике. Разговор о стратегии продолжает Илья Якубсон, Советник по стратегии Х5 ритейл групп, Президент Ассоциации российских ритейлеров. Илья – тот редкий случай, когда бизнес-практик еще и отличный преподаватель, который наполняет предварительно вспаханное поле теории, зернами практических примеров, иллюстрации, бизнес-решений. Кроме того, в рамках курса слушатели выполняют групповое задание с прицелом на Х5 и тут же получают обратную связь от опытного управленца. Практическую ценность курса Ильи Якубсона слушатели всегда оценивают на максимальные 10 баллов.
Показательно, что разговор о культуре, ценностях, развитии сотрудников начинает именно Илья еще в рамках курса «Стратегический менеджмент». Ему, как опытному и успешному бизнес-практику взаимосвязь Стратегия - Культура абсолютно очевидна, хотя он признается, что встречал много руководителей, которые думают иначе. Илья объясняет почему важна миссия, как это работает на практике, делится своими наблюдениями об ошибках конкурентов: «знаю компании, которые в кризис сокращают расходы на развитие, увольняют «дорогостоящих» сотрудников. Хочется спросить, как же вы будете развивать компанию, выдерживать конкуренцию, когда кризис закончится – очень недальновидные решения».
Органично, что модуль, в котором изучают Стратегию, включает также темы управления персоналом и организационного развития, которые традиционно связывают с Культурой. Курс «Организация и люди» программы ЕМВА на русском языке предлагает взгляд на процессы управления персоналом с позиции первого лица организации: связь Стратегических целей и практик HR, архитектурные конфигурации организации и их особенности, роль лидера в формировании культуры организации. Преподаватели курса совместно со слушателями программы развенчивают миф о том, что «культуру организации формирует HR» и обсуждают, почему этот подход никогда не приведет к успеху.
В этой части к разговору подключаются практики с ярко выраженным преподавательским талантом: Ирина Зарина, Генеральный директор компании SHL (компания обладает уникальной международной экспертизой в создании моделей компетенций, выстраивании работающих систем оценки и развития персонала); Евгений Щепин, Директор по коммуникациям «ВкусВилл» (компания совершила, без преувеличения, революцию в ритейле, обладает аутентичной корпоративной культурой, делает «все немного по-другому»). То есть теперь уже действующие практики от HR говорят о том, почему важно осознавать миссию компании, или как, например, видение Андрея Кривенко, основателя «ВкусВилл», до сих пор незримо присутствует в том, что делают сотрудники, фактически став ДНК компании.
Уникальное ноу-хау программы Kingston/РАНХиГС в изучении стратегического менеджмента заключается в выверенном сочетании теории и практики, привлечению к преподаванию действительно интересных, успешных, талантливых управленцев-практиков, которые на собственном опыте убедились в том, что Стратегия и Культура должны завтракать вместе и теперь сами учат тому, во что верят.
Автор публикации:
Марина Шермет
Директор Центра «Executive Education»
Факультета международных программ МВА Kingston/РАНХиГС